Зона черного моря 4 класс окружающий мир

У Черного моря стр. 126 – 134

1) Найди на карте Черноморское побережье Кавказа. Здесь расположена субтропическая зона или субтропики. Что ты можешь рассказать по карте об этой природной зоне? Научись показывать её на карте.

Субтропическая зона является самой маленькой природной зоной России. Она расположена вдоль кавказского побережья Чёрного моря. Это зона с очень тёплым и влажным климатом, где растут пальмы и вечнозелёные деревья. В этой зоне очень богатый растительный и животный мир.

2) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения Черноморского побережья Кавказа. Подумайте, по каким признакам вы узнаете эти растения в природе.

Магнолия — невысокое дерево, которое проще всего узнать по нежно-розовым цветкам, а также по вытянутым листьям и плодам, напоминающим шишечки.

Инжир — плодовое дерево, которое можно узнать по изрезанным листьям и по плодам фиолетового цвета.

Абрикос также является плодовым деревом и его можно узнать по белым цветкам и плодам, которые всем хорошо известны.

Персик ещё одно плодовое дерево, которое также легко узнать по крупным и сочным плодам, а также по розовым цветочкам.

3) По рисунку учебника (с. 128—129) познакомьтесь с животным миром Черноморского побережья Кавказа. Информацию о животных найдите в тексте учебника.

В лесах субтропической зоны обитают множество насекомых — жуков, бабочек, богомолов. Там же можно встретить косуль, которые питаются травами. Кроме того, в субтропических лесах водятся ящерицы, которые охотятся на насекомых.

В прибрежных водах много рыбы, водятся медузы, в скалах гнездятся морские птицы, например бакланы и чайки. По дну ползают крабы, а к берегу часто приплывают дельфины.

4) С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в природе Черноморского побережья Кавказа. Изготовьте модель характерной цепи питания.

Пример экологических связей в природе Черноморского побережья Кавказа для 4 класса

Богатая растительность даёт приют многочисленным насекомым, которые питаются нектаром или листвой, корой, древесиной деревьев. Некоторые насекомые являются хищными, например богомол.

А также обилие растительности позволяет здесь себя прекрасно чувствовать копытным животным.

В море имеются свои экологические связи. Дельфины охотятся на рыб, крабы на мелких рачков и рыбёшек, рыбы питаются водорослями и ракообразными. Ну а птицы ловят рыбу.

Пример модели цепи питания в природе Черноморского побережья Кавказа для 4 класса

Трава — Косуля — Переднеазиатский леопард

Цветы — Бабочки — Богомол.

Рачки — Рыба — Бакланы

Водоросли — Рыба — Дельфины

image

Обсудим!

1) Как вы объясните названия животных: морской конёк, морская игла, богомол?

Морской конёк — формой тела похож на голову лошади, поэтому и назван коньком.

Морская игла — формой тела похожа на иголку, вытянутая и тонкая.

Богомол — часто принимает позу, которая напоминает позу молящегося человека, отсюда и получил своё название.

2) В книге «Великан на поляне» прочитайте рассказ «В пещере» и обсудите его. Почему пещеры нуждаются в охране?

Пещеры — таинственный и удивительный мир, со своим животным и растительным миром, полный чудес неживой природы. Но при этом пещерный мир очень уязвим, и человек может легко нарушить сложившиеся в нём связи, экологическое равновесие. И тогда живой мир пещер может погибнуть, а чудеса неживой природы могут быть безвозвратно испорчены, погублены.

Проверь себя

1. Покажи на карте зону субтропиков. Объясни, где она расположена.

Зона субтропиков расположена на черноморском побережье Кавказа. Это узкая полоска тёмно-зелёного цвета.

2. Как нужно вести себя у моря?

Купаться можно только вместе со взрослыми, нельзя заплывать за буйки. На солнце следует носить головные уборы, загорать постепенно, начиная с нескольких минут, пользоваться солнцезащитными кремами. Лучшее время для загара — утро и вечер.

2. Дай краткую характеристику зоны субтропиков по плану на с. 71.

Краткая характеристика зоны субтропиков для 4 класса

Название зоны: Зона субтропиков. Обозначается тёмно-зелёным цветом.

Особенности природы: Богатая растительность и животный мир. Много травоядных животных и насекомых. Есть хищные звери, птицы и насекомые. В прибрежных водах водятся рыбы, членистоногие, медузы и дельфины. Над морем летают птицы, которые питаются рыбой.

Использование зоны человеком: Человек использует зону субтропиков преимущественно как здравницу, место отдыха и туризма.

Экологическая проблема пустынь: Загрязнение окружающей среды, вырубка лесов, браконьерство. Для решения этих проблем устроен Кавказский биосферный заповедник, который включает в себя всю зону субтропиков.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: Черноморское побережье Кавказа, субтропики.

Черноморское побережье Кавказа — прибрежная полоса вдоль Чёрного моря, ограниченная Кавказским хребтом.

Субтропики — природная зона с очень тёплым, мягким климатом, без холодных зим, но с жарким летом.

2. Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.

Готовые рисунки “Как я себе представляю Чёрное море и его берега”

image

3. Если тебе не приходилось бывать у Чёрного моря, подумай, какие вопросы ты задашь ребятам, которые там были.

Вопросы для ребят, которые были у Чёрного моря:

1. Какой пляж у моря, песок или камни?

2. Какая температура воды?

3. Приплывали ли к берегу дельфины?

4. Много ли людей на пляже?

5. Не сгорели ли они?

6. Какие ещё места можно посмотреть на побережье?

7. Каких животных вы там видели?

8. Какие фрукты растут на берегу Чёрного моря?

9. В какое время года лучше ехать отдыхать на Чёрное море?

10. Есть ли на берегу красивые ракушки?

4. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк «Сочин­ский». Что интересного можно там увидеть? Что сотрудники национального парка делают для охраны природы Черноморского побережья?

Рассказ “Моё воображаемое путешествие в национальный парк «Сочинский»” для 4 класса

Национальный парк “Сочинский” был создан для охраны красивейших лесов предгорий Кавказа. Он состоит из нескольких участков, каждый из которых интересен по-своему.

Моё воображаемое путешествие в национальный парк “Сочинский” начинается с дендрария. Он состоит из нижней и верхней части. Попасть в верхний дендрарий можно в вагончике фуникулёра, из окон которого открывается роскошный вид на леса, поляны, море и окружающий город.

В дендрарии мы прошли по нескольким туристическим дорожкам, полюбовались на огромные деревья, потрогали стволы бамбука, видели павлинов. Здесь можно было просто посидеть на зелёной траве, рядом с кипарисами или пальмами, и подышать прекрасным лесным воздухом.

Вторым очень интересным местом “Сочинского” национального парка является центр восстановления леопарда, который находится в окрестностях села Монастырь. Здесь расположен вольерный комплекс, в котором сотрудники центра занимаются восстановлением популяции переднеазиатского леопарда, исконного обитателя этих мест. По вине человека он едва не вымер.

И конечно в “Сочинском национальном парке” следует посетить парковый комплекс “Южные культуры”, который находится возле Адлера. Это уникальное по красоте место, с причудливыми лужайками, клумбами, прудами и мостами. Здесь растут платаны, эвкалипты, пальмы, а в пруду плавают настоящие белые лебеди.

А также на территории национального парка огромное количество живописных водопадов, и есть самый настоящий дольмен, культовое сооружение древних людей.

Источник

image

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» по программе «Школа России»

Скачать:

Вложение Размер
У Черного моря 86 КБ
vot_ono_kakoe_nashe_more.pptm 2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» по теме

«У Чёрного моря» (4г класс)

  1. Рассмотреть причины особенностей неживой природы Черноморского побережья Кавказа.
  2. Сформировать обобщённые представления об особенностях растительного и животного мира этой природной зоны.
  3. Развивать мышление учащихся.
  1. Учить работать с географической картой и атласом, гербарием растений.
  2. Познакомить учащихся с растениями Сочинского дендрария (бумажное дерево, эвкалипт и т.д.).
  3. Сформулировать правила поведения человека, отдыхающего у Чёрного моря.
  • Карта природных зон России;
  • Изображения благородного оленя, леопарда, короткошерстного зайца;
  • Изображения листа верблюжьей колючки и листа каштана;
  • Фотографии (ландшафтные картины) природы Черноморского побережья Кавказа;
  • Гербарий растений; апельсин, мандарин, лимон, лист лавра;
  • Медиапроектор;
  • Презентация учителя;
  • Презентация учащихся;
  • Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

А) (в форме пресс-конференции).

Поставьте вопросы для своих одноклассников по приспособлению животных к условиям жизни в пустыне.

(Учитель по желанию вызывает четырёх учеников. Остальные дети задают им вопросы, играя роль журналистов).

Посмотрите на изображение лягушки. Измените так её внешний вид, чтобы она смогла выжить в пустыне.

1.Пустыня — место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)

2.У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня. (-)

3.В январе пустыня кажется не пустой: цветут маки, пахнет и розами, и жасмином, и сиренью. (-)

4.У черного саксаула не бывает листопада, но зато случается веткопад, так как на саксауле нет листьев, вместо зеленых листьев у него зеленые веточки. (+)

5.Самое быстрое животное пустыни — дикий осел, он пробегает за одну секунду 2 м. (-)

6.Самый чуткий в пустыне — клещ: он бежит к человеку за 5 м. (+)

7.Самая сонная в пустыне — обыкновенная черепаха. Она может спать, не просыпаясь. 5 лет. (-)

8.Пустынный сверчок до того пугливый, робкий, что его пугает даже стук сердца человека. (+)

9.В пустыне все непривычно и непонятно : озера без воды, реки никуда не впадают. дождь высыхает, не долетев до земли. (+)

Проверка – ключ на доске.

III. Сообщение темы и целей урока.

Задание. Дайте название этой природной зоне, использую в качестве опоры слова, записанные на доске:

(Черноморское побережье Кавказа) Слайд 1

IV. Изучение нового материала.

1. Работа по карте “Природные зоны России”.

(Черноморское побережье Кавказа занимает небольшую территорию России).

К северу или к югу от нашего края расположена эта природная зона?

Задание. Посмотрите на схему.

Назовите номер расположения солнышка, которое характерно для Черноморского побережья Кавказа.

(Солнышко под номером 5, т.к. оно лучше других прогревает поверхность земли, потому что его лучи падают почти отвесно).

Давайте попробуем предположить, какие погодные условия могут быть на Черноморском побережье Кавказа, какова растительность в этой природной зоне.

Сравните ваши предположения с реальной действительностью, рассмотрев изображения растений Черноморского побережья Кавказа. Слайды 3-4

— Что такое субтропическая зона?

2. Работа по учебнику с.132.

— Прочитайте в учебнике текст о природе и погодных условиях Черноморского побережья Кавказа.

С помощью специальных значков произведите разметку текста:

3. Проверка восприятия.

— Что же обозначает слово «субтропики»? (Тропики — это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)

А что означает приставка «суб-»? В переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? ( Это территория под тропиками.)

Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, — лишь маленький кусочек.

— В чём кроется секрет удивительного климата и богатства растительного мира Черноморского побережья Кавказа?

-Высокие Кавказские горы защищают побережье от холодных северных ветров. Лето здесь жаркое. Солнце стоит также высоко над горизонтом, как и в пустыне. Даже зимой его лучи сильно согревают поверхность земли, температура воздуха остаётся выше 0 градусов и выпадающий снег быстро тает. В то время, когда на Севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах цветут розы.

— Почему, в отличие от пустынь, здесь растёт огромное количество растений?

(Влажный воздух. На побережье с моря дуют влажные ветры. Они приносят много дождей).

Представьте себе, что вы находитесь в теплице, и опишите природные условия Черноморского побережья Кавказа.

Вспомните, чем отличаются растения, выросшие в теплице, от тех, которые выросли в открытой местности?

— Тепло и влага создают благоприятные условия для развития растений. Они очень быстро растут, образуя густые, непроходимые леса. (Слайд )

— Довольно часто условия на Черноморском побережье сравнивают с условиями в парнике или теплице.

— Какие породы деревьев должны расти в таком климате: хвойные или лиственные?

— На Черноморском побережье Кавказа мы можем увидеть широколиственные леса. Из вечнозелёных лиственных растений есть пальмы, магнолии, кипарисы, бамбук, эвкалипт.

Известно, что здесь произрастает 4 000 видов растений. Тогда как на всей Земле всего 20 000. Слайды 7-8

Аудиозапись шума волн.

Посмотрите вокруг, как здесь красиво!

Представьте что вы сидите на тёплом морском песочке, поиграйте им.

А сейчас расслабьтесь, закройте глаза.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Вдох — выдох, вдох – выдох, вдох — выдох.

Я слышу шум моря, прибой волны и шелест волн прибрежных.

Волна беседует со мной и говорит расслабься, успокойся, отдохни.

Почувствуй чистый воздух моря. Тепло и свет ласкают тело.

Расслабься и послушай тишину. Вдох — выдох, вдох — выдох.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

Крепче кулачки сожмите, их повыше поднимите. Потянитесь, улыбнитесь глаза откройте, проснитесь

V. Закрепление нового материала.

1. Тест с выбором ответа.

Выберите две наиболее существенные причины, благодаря которым создаются особые погодные условия на Черноморском побережье Кавказа.

  • Высокая температура воздуха;
  • Высокие горы;
  • Высокое положение солнца над горизонтом;
  • Близость моря;
  • Отсутствие сильных ветров.

(Высокие горы; близость моря).

2. Практическая работа.

— Освоив Черноморье, люди потянулись в эти края на отдых. В год на Чёрноморском побережье Кавказа гостит до 1,5 миллионов человек. Давайте совершим мысленное путешествие в этот особенный уголок земного шара.

— Перед нами Кавказские горы, пройдёмся у подножия этих гор. Слева и справа нас окружают деревья, плоды которых представлены у меня на столе.

(Мандарин, апельсин, лимон).

— Дайте название этим деревьям. (Апельсиновое дерево, лимонное дерево, мандариновое дерево).

На парте у каждого ребёнка лежит лавровый листочек.

Возьмите в руки листочек, лежащий у вас на парте и понюхайте его. С какого растения этот листочек? (Это лист лавра.)

Продолжите следующие высказывания:

Какое дерево Черноморского побережья Кавказа растёт быстрее всех, вы узнаете, выполнив это задание.

Драцена растёт медленнее каштана. Каштан растёт медленнее бамбука. Какое дерево растёт быстрее всех? (Бамбук)

VII. Продолжение работы над темой.

3. Презентация учителя.

Растения из Красной книги Слайды 12-13

Пион тонколистный, ветреница нежная, можжевельник высокий, касатик (ирис) карликовый, сосна пицундская.

— Богат и разнообразен животный мир. Это косуля. Слайд 15

В лесах обитают медведи, кабаны поедают плоды каштанов, орехи, жёлуди.

В море добывают себе пищу птицы – чайки, бакланы, буревестники. Слайд 16

Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник. Слайд 17

К животным суши относятся ящерицы и змеи. Слайд 18

Растительный мир моря включает в себя 270 видов многоклеточных зелёных, бурых, красных донных водорослей.

Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, актинии, губки, морские коньки, морские иглы, дельфины. В Чёрном море обитает 2,5 тыс. видов животных. Слайды 19-27

Среди опасных рыб Чёрного моря — морской дракончик (ядовиты колючки спинного плавника и жаберных крышек) , скат (морской кот) с ядовитыми шипами на хвосте.

Экологическое состояние Чёрного моря в целом неблагоприятное. Слайд 28

4. Презентация учащихся.

— Черноморское побережье Кавказа является основным курортным регионом Российской Федерации. На российском побережье Чёрного моря насчитывается свыше 1000 пансионатов, санаториев и отелей, и их число постоянно растёт. В Сочи (вместе с посёлком Красная Поляна, находящимся в 39 км от Сочи) будут проведены Зимние Олимпийские игры в 2014 году. Чёрное море — важный район транспортных перевозок. Помимо нефти и продуктов её переработки, из российских и украинских портов Чёрного моря вывозятся металлы, минеральные удобрения, машины и оборудование, лес, пиломатериалы, зерно и др. Основные объёмы ввоза в черноморские порты России и Украины приходятся на потребительские товары, продукты питания. Чёрное море сохраняет важное стратегическое и военное значение. По мнению ученых, экологическое состояние Чёрного моря за последнее десятилетие ухудшилось. Основные причины: сильное загрязнение впадающих в море рек. Загрязнение вод нефтью и нефтепродуктами. Как следствие, это приводит к гибели морских животных, попавших в нефтяные пятна, а также загрязнению атмосферы за счет испарения нефти и нефтепродуктов с поверхности воды.

  • Площадь Чёрного моря 422 000 км? (по другим данным — 436 400 км?).
  • Наибольшая протяжённость моря с севера на юг — 580 км.
  • Наибольшая глубина — 2210 м.
  • Впадающие реки Дунай, Днестр, Днепр.

VIII. Подведение итогов урока.

Выставление оценок за работу.

IX. Домашнее задание.

  1. Ответить на вопросы рубрики “Проверь себя”.
  2. Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.
  3. Написать мини-сочинение о своих впечатлениях, о поездке (задание для тех ребят, которые летом вместе с родителями отдыхали на Чёрном море) .

Источник

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Остались вопросы?

Напишите нам свои вопросы и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время

© ЛАЗЕРТАГ 2019

Все права защищены правообладателями.

Политика конфиденциальности