Украинском шельфе черного моря

Украина пойдет за газом в Черное море к Крыму

Украинское правительство поручило «Нафтогазу Украины» провести изучение украинской части шельфа Черного моря. Об этом сообщила сама компания.

«Украина начинает новую историю Черноморского шельфа — самой большой перспективы на пути к собственной энергобезопасности», — говорится в заявлении «Нафтогаза» на его странице в Facebook.

В национальной компании также сообщили, что она получит право на первоочередное освоение месторождений без аукциона. Пока же «Нафтогаз Украины» планирует потратить $ 40 млн на сейсморазведку уровня 3D. После этого компания оценит структуры и планирует привлечь инвесторов к совместному изучению и разработке потенциальных месторождений. В украинской компании воодушевлены успехами Румынии и Турции в обнаружении новых месторождений в Черном море, и сообщают, что там расположены крупнейшие ресурсы Украины — 1−2 трлн кубометров. Такие запасы позволят добывать до 10 млрд кубометров год.

Сейчас Украина добывает около 20 млрд кубометров газа в год и покрывает две трети своих потребностей. При этом сухопутные месторождения страны уже практически истощены, заявлял председатель правления «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев. «У „Нафтогаза“ участки абсолютно истощены — более 80% газа из них уже добыли. Поэтому там наращивать добычу теоретически возможно, но стоить это будет очень дорого», — сказал Андрей Коболев в эфире «5 канала».

Украинская сторона при этом не указывает о какой украинской части шельфа Черного моря идет речь. Статус вод в том регионе, где крымское предприятие «Черноморнефтегаз» уже десятилетиями ведет добычу газа для полуострова, остается неясным. Однако еще в прошлом году Государственная служба геологии и недр Украины провела конкурс на разработку углеводородов на условиях раздела продукции на участке «Дельфин». А он и представляет собой как раз район Черного моря, который отошел бы Украине по Конвенции ООН по морскому праву, если бы она признала Крым российским. В разыгрываемый участок площадью 9,5 тыс. квадратных километров входили три перспективные структуры с потенциальными запасами около 50 млн тонн условного топлива, но из него исключили Одесское месторождение, с которого газ сейчас подается в Крым. Тогда конкурс сорвался, так как на Украине начался скандал, что тендер прошел с нарушениями, и правительство отменило решение о проведении конкурса. Вот тогда свое желание участвовать впервые и высказали в «Нафтогазе Украины». В нацкомпании считали, что права на 40% перспективных участков и так принадлежат ей по выданным еще до 2014 года лицензиям.

image Иллюстрация: epravda.com.ua.

Источник

Битва за Одесское: может ли Украина получить месторождения в Черном море

«Нафтогаз Украины» собирается возобновить добычу газа на шельфе Черного моря. Очевидно, Киев планирует выиграть арбитражный суд в Гааге по иску потерянных в Крыму активов и вынудить Россию уйти с части месторождений в Черном море, которые бы при признании Крыма частью России все равно бы отошли Украине. Этот участок Киев уже разыграл в прошлом году на аукционе, но потом сам и отменил свое решение из-за споров вокруг процедуры проведения конкурса.

Новый исполнительный директор «Нафтогаза Украины» Отто Ватерландер заявил, что компания планирует вернуться на шельф Черного моря. «У нас есть амбиции перейти в Черное море, мы уверены, что там большие ресурсы, — сказал в ходе онлайн-дискуссии „„Нафтогаз“. Что дальше?“ один из руководителей нацкомпании. — Там были определенные месторождения поблизости от Крыма, и мы хотим их разрабатывать, инвестировать туда и, соответственно, достичь новых партнерств». После того как Крым стал российским регионом, «Нафтогаз» прекратил разработку месторождений вблизи полуострова и сейчас, по словам Отто Ватерландера, компания изучает возможность возобновить добычу и привлечь инвесторов.

Реакция со стороны России не заставила себя ждать. «Для решения таких вопросов Украине нужно прежде всего осуществить демаркацию границ в Черноморском бассейне, согласовав их с Российской Федерацией», — заявил член комитета по энергетике Госдумы из Крыма Михаил Шеремет. Он добавил, что российская сторона будет рассматривать любую попытку вмешательства как акт агрессии против России.

Впрочем, в ситуации с черноморскими месторождениями есть нюансы, которые дают Киеву надежду на то, что к нему отойдет часть промыслов и перспективных площадей. Как писало EADaily, крупнейшим действующим месторождением газа на шельфе Черного моря является Одесское. Его запасы составляют не более 20 млрд кубометров, но на нем, по сути, и держится вся добыча национализированного на полуострове в 2014 году «Черноморнефтегаза». В отличие от остальных промыслов в Черном море, Одесское месторождение находится ближе к Украине. И, если бы Киев согласился на разграничение границ по Конвенции ООН по морскому праву в сложившемся за последние шесть лет формате, то Одесское месторождение отошло бы к Украине. Бывший генеральный директор «Черноморнефтегаза» Игорь Шабанов признавал, что месторождение располагается в нейтральных водах с неопределенным международно-правовым статусом. С этим была связана и эвакуация новых самоподъемных плавучих буровых установок в декабре 2015 года.

В украинской столице, очевидно, рассчитывают на вариант «разграничения» без признания Крыма российским и пытаются его осуществить последние несколько лет. В чем-то он схож с шантажом, которым занимался «Нафтогаз Украины» перед заключением нового транзитного контракта, пугая новыми исками в Стокгольмский арбитраж.

В начале, в 2016 году, Украина подала иск в Арбитражный суд в Гааге о нарушении Россией Конвенции ООН по морскому праву и потребовала восстановить свои права в Черном и Азовском морях, а также в Керченском проливе, которые были до 2014 года. Арбитры, однако, отказались в 2020 году рассматривать претензии Киева, так как суд не имеет права решать вопрос суверенитета над полуостровом.

Другая зацепка Киева — еще два судебных разбирательства в Гааге. По одному «Нафтогаз Украины» требует компенсацию за нарушение Россией межправительственного договора о защите инвестиций. По другому — предприятия, входящие в состав нацкомпании, просят возместить убытки из-за утраты активов в Крыму, которые оценивают сейчас в $ 8 млрд. Украинская сторона при этом еще год назад заявила: трибунал решил, что Россия нарушила свои обязательства по защите инвестиций. И, как сообщила на днях советник главы «Нафтогаза Украины» и экс-замминистра иностранных дел страны Елена Зеркаль, вердикт по компенсациям суд должен вынести до конца года.

Риск проигрыша дела для России есть. Известно, например, что новые буровые установки, суда и трубоукладочную баржу общей стоимостью $ 1,2 млрд «Черноморнефтегаз» купил на беспроцентный займ, выделенный «Нафтогазом Украины». Таким же образом частично финансировали и освоение Одесского месторождения. Планировалось, что средства внесут в уставной капитал «Черноморнефтегаза», но этого не произошло и крымское предприятие осталось должником перед головной компанией.

В случае проигрыша Россия вряд ли согласится выплачивать компенсацию. Но «Нафтогаз Украины» уже демонстрировал, как нанятые команды юристов могут добиваться в европейских судах обеспечительного ареста активов «Газпрома» для исполнения решения Стокгольмского арбитража. Вот тогда и может встать вопрос месторождений в Черном море, которые отошли бы Украине и в случае признания ею российского суверенитета в Крыму.

А в том, что сейчас Киев нацелен именно на участок, где расположено Одесское месторождение, нет сомнений. Еще в прошлом году Государственная служба геологии и недр Украины провела конкурс на разработку углеводородов на условиях раздела продукции на участке «Дельфин». А он и представляет собой как раз район Черного моря, который отошел бы Украине по Конвенции ООН по морскому праву. В разыгрываемый участок площадью 9,5 тыс. квадратных километров входили три перспективные структуры с потенциальными запасами около 50 млн тонн условного топлива, но по понятным причинам из него исключили Одесское и Безымянное месторождения. Конкурс сорвался, так как на Украине начался скандал, что тендер прошел с нарушениями, и правительство отменило решение о проведении конкурса. И в конце 2019 года в Госгеонедрах заявили, что могут провести новый тендер в 2020 году. Вот тогда свое желание участвовать высказал и глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев. В нацкомпании считают, что права на 40% перспективных участков и так принадлежат ей по выданным еще до 2014 года лицензиям.

image Иллюстрация: epravda.com.ua.

Для Крыма черноморская добыча обеспечивает не менее трех четвертей потребления газа. При этом буровых работ на шельфе почти не ведется и добыча снижается. Сам вопрос развития черноморского шельфа исчез из повестки дня после того, как в конце 2016 года в Крыму пустили газопровод из Краснодарского края, который может покрыть все текущие потребности. Правда, материковый газ обходится дороже и при нынешних тарифах требует компенсации из бюджета.

Источник

Ресурсы крымского шельфа: что скрывает Черное море

Аналитика , Полезно знгать всем.

По итогам крымского референдума Россия стала обладательницей не только живописных крымских пляжей и черноморских вин, но и богатого газом черноморского шельфа. Естественно, что стать конкурентом сибирских месторождений он не может, да и не претендует, но зато самому полуострову эти запасы как минимум помогут обрести независимость от поставок из других регионов.

В условиях кризиса, понимая ценность черноморского шельфа, новые крымские власти начали действовать быстро и решительно. Сразу же охраной были обеспечены Одесское и Безымянное месторождения, находящиеся на этапе обустройства, также охранять стали газовые и нефтяные платформы «Черноморнефтегаза», являющегося государственной украинской компанией.

От новых властей Крыма уже поступило заявление о том, что они планируют национализировать эту газодобывающую компанию, производящую работы на черноморском шельфе. В этом случае Украина может потерять две современные платформы «Петр Годованец» и «Независимость», которые, кстати, купили совсем недавно — в позапрошлом году, и обошлись они бюджету страны в 800 миллионов долларов.

Эксперты по поводу данной ситуации говорят следующее: «Это будет очень дорогой подарок новым властям Крыма.

Итак, что же включает в себя шельф у побережья Крыма.

Черноморский шельф у кавказских и крымских берегов — пологий подводный склон с глубиной, достигающей 100 – 150 метров и распространяющийся на несколько километров от береговой линии. За этой зоной шельф образует крутой континентальный склон. Глубина обрыва доходит до 1000 метров. Исключение тут составляет мелководная Северо-Западная часть Черного моря, которую относят к шельфовой зоне.

Освоение шельфа Черного моря начали еще в 1974 году. В северо-западной его части было открыто первое черноморское месторождение — Голицынское газоконденсатное. А в 2003-2006 годах ряд компаний и научно-исследовательских организации, в их числе — Московский государственный университет, Научно-исследовательский институт «Океангеофизика», ОАО «Севморнефтегеофизика», совместными усилиями провели геофизические исследования восточной части шельфа.

Что касается территориального разделения, то Россия, Турция, Грузия и Абхазия обладают глубоководными участками, а Болгария, Румыния и Украина – мелководными. Сейчас мы сконцентрируем свое внимание на крымской части шельфа.

У Украины на данный момент есть немалые результаты в освоении месторождений шельфа Черного моря. В общей сложности в данном регионе открыли восемь газовых и газоконденсатных месторождений, а также обнаружили немалое количество высокоперспективных структур. Каркинитский прогиб представлен Рифтово-Осетровой, Западно-Голицинской, Штормовой-глубинной, Гордиевича, Межводненской, Гамбурцева, Сельского, Штилевой. В центральной части Каламитского вала находятся структуры Нахимова, Корнилова, Карбышева. Прикерченский шельф, глубина которого составляет от 200 до 2000 метров, располагает нефтяным месторождением Субботина.

Эксперты сходятся во мнении, что точных данных о запасах нефти и газа на украинском черноморском шельфе пока нет. Например, «Нафтогаз» утверждает, что в акваториях Черного и Азовского морей содержатся запасы объемом 48 млрд. кубометров. Эксперт из «Альпари» Анна Кокорева говорит следующее: «Черноморнефтегаз» и вовсе приводит данные в единицах условного топлива, которые вот так просто не переведешь в объемы газа или нефти. По данным добытчика, запасы акватории Черного и Азовского морей составляют 1,5 млрд. тонн условного топлива», – отмечает Кокорева. Плюс говорится о запасах сланцевого газа, которые, по разным оценкам, колеблются от 1 до 1,5 трлн. кубометров газа».

Еще один экспертный источник отмечает, что ресурс северо-западной части шельфа Черного моря можно оценить в 495,7 млрд. кубометров газа и 50,4 млн. тонн нефти и конденсата. В Прикерченской зоне содержится 321,2 млрд. кубических метров газа и 126,8 млн. тонн нефти и конденсата, а на континентальном склоне объем газа составляет 766,6 млрд. кубометров и 232,6 млн. тонн нефти и конденсата.

Один из украинских аналитических источников представил следующие подсчеты. Залежи газа на черноморском шельфе более 1 трлн. кубометров, а так как потребление всей Украины в прошлом году составило 50 млрд. кубов, то можно сделать, вывод, что шельф, принадлежащий Крыму, содержит запас, которого хватило бы стране на 20 лет. Важно отметить, что здесь говорится только о разведанных запасах. Ведь по самым смелым предположениям, залежи шельфа оцениваются в 3,5 трлн. кубометров. А такого количества газа стране хватило бы лет на 70.

Но дела с добычей и разработкой месторождений шельфа обстоят далеко не радужно. Как говорит одна из пословиц: «близок локоток, да не укусишь». Добыча этих запасов требует немалых инвестиций. Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов указывает проблемы экологического и коммерческого характера, которые могут возникнуть при разработке шельфа Черного моря: «Даже если большие запасы будут подтверждены, то затраты на извлечение углеводородов с учетом технической сложности и экологического фактора там могут оказаться довольно велики. Поэтому я бы не стал говорить, что на крымском шельфе будет нефтегазовый Клондайк», – говорит эксперт в интервью газете «ВЗГЛЯД».

«Надо осознавать, что Черное море – это непростой регион. Там тепло, хорошо, но внешность обманчива», – отмечает Симонов. «Черноморский шельф отличается сложными условиями дна, наличием сероводорода, там большая глубина: добывать углеводороды надо на глубине 1500–1700 метров».

«Это больше, чем, например, в Мексиканском заливе. Знаменитая авария там произошла на глубине 1350 метров, и из-за такой глубины не могли заглушить скважину. Поэтому высоки и экологические риски. Про проблемы Арктики много говорится, но там есть плюсы, например, глубина лишь 200–300 метров», – отмечает Симонов.

Определенные факты показали, что Украина своими силами не может разрабатывать данные месторождения. Для этого нет ни техники, ни опыта, ни финансов. Вот что по этому поводу говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич: «Украина не обладает значительными объемами собственных средств для того, чтобы самостоятельно вести разведку и добычу, поэтому подписание СРП с крупными западными компаниями — это, конечно, не идеальный путь, но единственно возможный в тех реалиях, которые мы сегодня имеем», ─ говорит Марунич.

В связи с этим в прошлом году согласовали проект соглашения, по которому компании Eni, Electricite de France, ГАО «Черноморнафтогаз» и ООО «Воды Украины» разделят продукцию в рамках добычи запасов углеводородов на площадях Субботино, Абиха, Маячная и Кавказская, которые относятся к черноморскому шельфу.

В то время этот проект оценили в 4 млрд. долларов, а продолжительность реализации рассчитали на период 6-7 лет. По плану в базовом варианте к 2020 году тут планировали добывать 2 млн. тонн нефти в год, а при самом оптимистичном раскладе предполагалась цифра в 3 млн. тонн.

Но ситуацию с разработкой черноморского шельфа иностранными компаниями кардинально изменили текущие политические события в Украине. Иностранные инвесторы приняли официальное решение о выходе из проекта.

Единственная компания, которая самостоятельно занимается разведкой, освоением и разработкой нефтеносных и газовых месторождений украинской части Черного и Азовского морей – это публичное акционерное общество «Черноморнефтегаз». Также компания осуществляет транспортировку и хранение углеводородов, снабжает природным газом крымских потребителей.

«Черноморнефтегаз» была основана 20 октября 1978 года. На сегодняшний день всеми ее акциями владеет Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины». За весь период деятельности специалистами «Черноморнефтегаза» было открыто 17 месторождений нефти, газа и газового конденсата.

Сегодня компанией на шельфе Черного и Азовского морей разрабатываются Голицынское и Штормовое газоконденсатные месторождения; Архангельское Стрелковое, Джанкойское, Задорненское, Восточно-Казантипское, Северо-Булганакское и Одесское газовые и Семеновское нефтяное.

Данные за прошлый год говорят о том, что «Черноморнефтегазом» было добыто 1 650,74 млн. кубических метров газа, что на 40,6 % больше, чем в 2012 году. Это 8% в общем балансе Украины. А так как сам полуостров Крым ежегодно потребляет 2,4 млрд. кубометров, то, таким образом, в данной ситуации его потребности обеспечены на 65%. «Черноморнефтегаз» к 2015-2016 годам планирует увеличение добычи до 3 млрд. кубометров, но пока факт остается фактом – существующих объемов для обеспечения полуострова не хватает, недостающий газ приходится брать с материка.

Мнения экспертов по этому поводу достаточно оптимистичны: «Крым уже практически сам себя обеспечивает. В прошлом году там добыли 1,65 млрд кубов газа, это примерно соответствует потребностям Крыма. Даже если потребление будет чуть больше добычи, то эта проблема легко устранима», – говорит газете «ВЗГЛЯД» гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Он делает вывод о том, что рассуждения об обеспечении Крыма собственным газом только наполовину основаны на статистических данных в пиковые периоды потребления зимой. «Когда в Крыму наступает холод, то текущая добыча, конечно, не покрывает потребности. Тогда приходится брать газ с материка», – отмечает эксперт. По словам Симонова, выход из ситуации легко решается тем фактом, что в Крыму находится Глебовское подземное газовое хранилище, активные объемы которого составляют 1 млрд. кубов, а в ближайшем будущем увеличатся до 4 млрд. кубометров газа. «Если правильно использовать Глебовское подземное хранилище газа, тогда проблем зимой не будет. Хранилище позволяет закачивать туда газ в весенне-летний период, когда потребление снижается, и использовать этот газ в зимний – пиковый – период потребления», – говорит Симонов.

Эксперт Кокарева в данной ситуации отмечает: «Даже по самым пессимистичным расчетам, если взять за основу только данные «Нафтогаза», запасов природного газа Крыма хватит на 32 года, а с учетом запасов на суше – на 104 года».

Таким образом, о запасах черноморского шельфа у побережья Крыма действительно можно говорить, как о перспективных. Однако, кто возьмется воплотить эту перспективу в жизнь и сколько ему это будет стоить — сейчас не берутся рассуждать даже специалисты.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Остались вопросы?

Напишите нам свои вопросы и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время

© ЛАЗЕРТАГ 2019

Все права защищены правообладателями.

Политика конфиденциальности