Страховка груза при перевозке морем

Составляем договор морского страхования грузов

image

Руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и партнеры», адвокат (адвокатская палата Санкт-Петербурга)

специально для ГАРАНТ.РУ

Морские перевозки считаются одним из самых безопасных способов доставки грузов, но неприятности все же случаются. В прошлой колонке я рассказал о том, в каких пределах перевозчик и капитан отвечают за перевозимый фрахт. Сегодня разберем особенности морского страхования и защиты интересов собственника груза.

Морское страхование грузов относится к имущественному виду страхования. Основными правовыми актами, которые регулируют обязательства, вытекающие из договора морского страхования грузов, являются: Кодекс торгового мореплавания (глава 15), Гражданский кодекс (глава 48) и Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Существенное влияние на российское законодательство в сфере морского страхования оказало английское право, являющееся одним из наиболее развитых в этой сфере.

Согласно ст. 970 ГК РФ положения Кодекса торгового мореплавания РФ, регулирующие морское страхование, имеют специальный характер по отношению к положениям ГК РФ, что предполагает изначально приоритетное применение его норм.

По общему правилу нормы главы 15 Кодекса торгового мореплавания РФ имеют диспозитивный характер и применяются, если соглашением сторон не установлено иное (п. 1 ст. 247 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Это означает, что законодательство, регулирующее обязательства по договору морского страхования грузов, предоставляет сторонам самим устанавливать в договоре условия и только в исключительных случаях законодатель императивно регулирует данные отношения. Это связано с тем, что сторонами договора морского страхования грузов являются профессиональные субъекты хозяйственного оборота и как таковой слабой стороны в данном обязательстве нет, поэтому нет необходимости жесткого регламентирования данных правоотношений. Аналогичная позиция озвучена и в судебной практике: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2014 г. по делу № А42-5257/2013.

К императивным нормам, предусмотренным Кодексом торгового мореплавания РФ в части регулирования договора морского страхования грузов, можно отнести условие об абандоне, то есть об отказе от своих прав на застрахованное имущество и получении в связи с этим обстоятельством всей страховой суммы. Условие договора морского страхования грузов, противоречащее данному правилу, ничтожно.

В ст. 246 Кодекса торгового мореплавания РФ содержится определение договора морского страхования.

В соответствии с данным определением в договоре морского страхования грузов указывается:

  • объект страхования, то есть груз, в отношении которого заключается договор;
  • страховой случай, то есть опасности или случайности, при наступлении которых подлежит выплате страховое возмещение;
  • страховая премия;
  • страховая сумма (ее размер не может превышать действительную стоимость груза);
  • выгодоприобритатель, то есть лицо, в пользу которого заключен договор;
  • информация о риске, то есть об обстоятельстве, имеющем существенное значение при определении степени риска.

По общему правилу договор морского страхования вступает в силу в момент уплаты страховой премии (ст. 252 Кодекса торгового мореплавания РФ). В то же время, учитывая диспозитивный характер регулирования данных правоотношений, стороны могут предусмотреть и иной порядок вступления в силу договора.

Законодателем установлена письменная форма договора. При этом договор морского страхования грузов может быть заключен путем подписания соглашения (генерального полиса), в котором стороны согласуют общие условия договора, без индивидуализации груза. Информацию о конкретном грузе (вид и род груза, путь следования, а также страховую стоимость и т.п.) страхователь обязан своевременно предоставлять страховщику в период исполнения договора. Неисполнение данной обязанности страхователем или выгодоприобетателем по генеральному полису позволяет страховщику отказать в страховой выплате.

Основными обязанностями, возложенными на страхователя, выгодоприобретателя являются:

  • информационная обязанность – то есть обязанность предоставления сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска, или информации о существенном изменении, произошедшим с объектом страхования или в отношении объекта страхования. Неисполнение данной обязанности в зависимости от степени вины стороны договора (умысел, грубая неосторожность и т.д.), от содержания и актуальности данной информации и от соответствия поведения сторон договора принципу добросовестности может являться основанием для отказа в выплате страхового возмещения (отказа от исполнения договора). При этом страховщик сохраняет право на выплату страховой премии;
  • оплата страховой премии. Как было сказано выше, законодатель связывает (по общему правилу) с исполнением данной обязанности вступление в силу договора страхования морских грузов;
  • извещение страховщика о наступлении страхового случая и выполнение его указаний после извещения;
  • принятие мер по предотвращению или уменьшению убытков. В случае неисполнении данной обязанности умышленно либо по грубой неосторожности страховщик освобождается от ответственности за убытки;
  • осуществление контроля надлежащей упаковки груза. В случае если убытки возникнут из-за ненадлежащей упаковки груза, страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения.

Основными обязанностями страховщика являются:

  • выплата страхового возмещения при наступлении страхового случая;
  • возмещение страхователю или выгодоприобретателю необходимых расходов, пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости;
  • оплата взносов по общей аварии.

При этом общий размер страхового возмещения, взносов по общей аварии и данных расходов может превышать страховую стоимость. Это объясняется различной правовой природой страхового возмещения, привязанного к страховой стоимости, и указанных дополнительных расходов.

Кодексом торгового мореплавания РФ предусмотрено еще одно обстоятельство, с которым законодатель автоматически связывает перемену лиц в обязательстве, а именно отчуждение застрахованного груза. Такое решение законодателя связано с тем, что по общему правилу интересом в сохранении груза после продажи обладает новый собственник, а личность собственника груза принципиально не влияет на увеличение страхового риска и не оказывает существенного влияния на возникшее обязательство.

Общим основанием для отказа в страховой выплате является умысел или грубая неосторожность страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя. При определении грубой неосторожности необходимо руководствоваться, в том числе сложившейся морской практикой (определение ВС РФ от 6 февраля 2015 г. № 303-ЭС15-525 по делу № А51-2824/2014).

Законодателем предусмотрены основания для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения в связи обстоятельствами, возникновение которых не зависит от воли сторон. К таким обстоятельствам относится ядерный взрыв, радиация или радиоактивное заражение, военные или пиратские действия, народные волнения, забастовки, конфискации, реквизиции, арест либо уничтожение груза по требованию соответствующих властей, повреждение груза в результате естественных свойств груза.

На основе анализа действующего законодательства и судебной практики можно сделать вывод, что с учетом диспозитивного регулирования данных правоотношений важное значение имеет договорная работа юристов, как при определении условий договора, так и при определении применимого права. Необходима также качественная преддоговорная работа страховщика, направленная на получение информации об объекте страхования и иных сведений, влияющих на определение степени страхового риска.

Источник

Страхование морских грузов

Кража, повреждение и гибель – эти все неприятности путешествуют с грузом по морю. Защитить владельца от этих негативных проявлений транспортировки может только страхование. Договор страхования выступает гарантией для имущественных интересов инициатора его заключения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Что это такое

Страхование морских грузов – это гарантия возмещения ущерба, нанесенного имуществу в процессе транспортировки морским транспортом. Все участники процесса перевозок рискуют, но в большей степени – владелец груза. Он может избежать неприятностей, связанных с нанесением ущерба его имуществу, если застрахует груз.

Эта процедура предполагает заключение со страховщиком специального договора, согласно которому владелец груза получит денежную компенсацию, если в процессе транспортировки на корабле или ином морском судне он будет поврежден или уничтожен.

Выплата возможна только при наступлении определенного соглашением страхового случая. Договор может предусматривать перечисление страховой суммы как в случае кораблекрушения, захвата судна пиратами, так и при пожаре, войне, губительном влиянии атмосферных явлений.

Соглашения о страховании создают с указанием рисков, которые могут привести к наступлению страхового случая.

В свете этого страхование морских грузов – это управление рисками, возникающими в процессе транспортировки. Защита может осуществляться для возмещения убытков при повреждении или полной гибели груза, а также связанных с общим противодействием произошедшей аварии.

Этот вид страхования является добровольным и оплатным. «Платность» означает, что владелец имущества выплатой страховых платежей гарантирует себе избавление от проблем и лишних трат в случае наступления страхового казуса. Они возлагаются на страховщика.

Какие тарифы действуют на страхование грузов в международных перевозках, смотрите тут.

Виды страхования морских грузов, их описание

Существует три основных вида страхования по этому направлению:

  • каско (корпуса и остальных элементов плавучего средства);
  • карго (грузов);
  • ответственности судовладельцев (наиболее сложный вид, связанный со спецификой использования подобных транспортных средств, нормами КТМ РФ и международного морского права).

Страхователем может выступать не только имеющее интерес лицо, но ожидающее прибыль. Но относительно грузов применяется только страхование карго.

Существует три основных его подвида:

  • с ответственностью за все существующие риски;
  • с ответственностью по определенной аварии;
  • без ответственности за нанесенный вред, за исключением крушения.

Первый вид предполагает покрытие расходов, связанных с рисками:

  1. Полной или частичной утраты груза, его повреждения по любой причине, предусмотренной морскими законами.
  2. Осуществленных расходов, по предотвращению утраты груза или смягчению последствий катастрофы.
  3. Убытков по аварии.

Второй вариант значительно более прост для страховщика, так как он защищает владельца при наступлении конкретных страховых обстоятельств.

Объем его ответственности значительно меньше, список рисков твёрд. Ответственность по всем страховым случаям исключается.

Перечень компенсируемых убытков по такому виду карго может включать:

  • потери, связанные с возникновением пожара, атмосферного влияния или стихийного бедствия;
  • убытки при крушении ТС, столкновении с иным плавучим средством или удара о неподвижный предмет, повреждения судна льдом, посадки судна на мель;
  • потери при исчезновении корабля без вести;
  • расходы, связанные с подмоканием груза забортной водой, его смыва с корабля;
  • убытки при погрузке, укладке и выгрузке имущества владельца.

Второй вид страхования не включает риски, связанные с войной, техногенными катастрофами, конфискациями, уничтожением по требованию властей и пиратством.

Третья разновидность карго имеет похожий список страховых случаев, покрываемых договором и перечень обстоятельств, которые исключают возможность выплат со вторым подвидом.

Подразумевается возмещение убытков только в случае частичной или полной потери груза при наступлении обстоятельств, применимых ко второму виду карго. При его повреждении компенсация может быть выплачена исключительно в случае столкновения с другим судном.

Все три подвида карго покрывают общие расходы по аварии. Но только, если они были целесообразными и необходимыми для спасения груза.

На судах

Карго имущества, транспортируемого без контейнеров, является рисковым предприятием. Но существует ряд грузов, которые невозможно по некоторым причинам поместить в защитную оболочку.

По страховому договору такой специфики могут покрываться убытки:

  • связанные с пожаром, ударом молнии и прочими стихийными бедствиями;
  • вызванные военными действиями, техногенными катастрофами, демонстрациями и пиратством;
  • связанные с конфискацией, арестом или уничтожением по требованию властей;
  • вызванные кораблекрушением, столкновением судна, повреждения льдом и посадкой на мель;
  • связанные с пропажей ТС без вести, его угоном, а также кражей имущества грузовладельца;
  • вызванные повреждением и уничтожением груза при подмочке забортной водой или его смыва с ТС;
  • связанные с неправильной погрузкой, укладкой и выгрузкой имущества владельца.

Этот перечень далеко не исчерпывающий. Объем защиты в этом случае зависит от выбранного вида карго.

В контейнерах

Транспортировка грузов в морских контейнерах является наиболее распространенной. Этот способ применяют при всех видах водных перевозок. Локально при морских перемещениях используются крупнотоннажные контейнеры со стандартизованными размерами.

Их применение позволяет улучшить судоходность, облегчить погрузку-выгрузку, сохранить груз и уменьшить транспортные расходы. По карго со страхованием контейнеров страховщик покрывает большинство убытков, связанных с повреждением или уничтожением защитной емкости, но не всего судна в целом.

Страховые случаи могут быть следующие:

  • пожар;
  • взрыв;
  • губительные атмосферные явления и стихийные бедствия;
  • крушение ТС, столкновение;
  • пропажа или кража контейнера, прочее.

Возмещаются убытки по аварии, незапланированные расходы по выяснению обстоятельств аварии или уничтожения имущества, судебные траты.

Какие бывают риски

Существуют три основных категории рисков:

  • повреждение или полная гибель груза по любой причине;
  • расходы по спасению и сохранению имущества, уменьшению убытка, установлению его размера и предотвращению аварии;
  • общие убытки по аварии.

Убытками по общей аварии расцениваются все потери, понесенные в целях спасения судна, фрахта и перевозимых на нем товаров. Это всегда результаты умышленных действий.

Особенности договора

Соглашение между владельцем груза и страховщиком – это основной документ, гарантирующий возмещение убытков в случае уничтожения и повреждения имущества в процессе транспортировки морскими и океаническими просторами.

Договор публичный и может заключаться в пользу третьих лиц. Форма – письменная (ст. 248 КТМ). Объектом выступает груз или ожидаемая от него прибыль (об этом указывается в договоре).

Соглашение составляется с указанием рисков и страховых случаев, по которых будет выплачиваться компенсация. Владелец груза должен предоставить страховщику всю необходимую информацию для определения степени риска.

Если это условие не выполняется, страховщик имеет право отказаться исполнять обязательства по соглашению (ст. 250 КТМ). Документом, подтверждающим заключение договора карго, является полис (сертификат).

При передаче прав на застрахованный груз, договор сохраняет силу и на нового владельца переходят все права и обязанности страхователя (ст.257 КТМ). При заключении соглашения должна быть объявлена сумма карго.

Существует возможность выдачи генерального полиса, по которому страхуются все известные грузы, участвующие в транспортном обороте на протяжении определенного срока.

При каждой отправке таких грузов предоставляется информация страховщику. Могут выдаваться также полисы на перевозку отдельных видов грузов.

Карго морского груза – это основная гарантия сохранности для его владельца. Оно применяется относительно перемещаемого кораблем имущества в обычном режиме и контейнерах. Основной документ, гарантирующий возмещение потерь при наступлении страхового случая – это полис, выданный на основе договора.

Какие бывают виды добровольного социального страхования, вы можете прочитать здесь.

Про виды социальных страховых рисков узнайте из этой статье.

Источник

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Остались вопросы?

Напишите нам свои вопросы и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время

© ЛАЗЕРТАГ 2019

Все права защищены правообладателями.

Политика конфиденциальности