Определение понятия океан 6 класс

Значение слова «океан»

image

1. Все водное пространство Земли, окружающее материки и острова. Мировой океан.

2. Водное пространство между материками. Великий или Тихий океан.

3. перен.; чего или какой. Книжн. Необъятная, неизмеримая масса чего-л. Боже мой, какая буря упреков, какой океан слез опрокинулся на меня. Куприн, Мученик моды. И только Дыма да Лозинские читали, что могли, о Матвее, думая о том, как им теперь разыскать беднягу, опять потонувшего без следа в людском океане. Короленко, Без языка.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Океа́н (др.-греч. Ὠκεανός, от имени древнегреческого божества Океана) — крупнейший водный объект, составляющий часть Мирового океана, расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями. Океан находится в непрерывном взаимодействии с атмосферой и земной корой.

Площадь поверхности мирового океана, в состав которого входят океаны и моря, составляет около 71 % поверхности Земли (порядка 361 млн км²). Рельеф дна океанов Земли в целом сложен и разнообразен.

Наука, изучающая океаны, называется океанологией; фауну и флору океана изучает раздел биологии, называемый биология океана.

ОКЕА’Н, а, м. [греч. ōkeanos, первонач. собственное имя в мифологии]. 1. Водное пространство между материками земной поверхности. Атлантический о. Перелет через о. || Весь водный покров земли (геогр.). || Море (поэт.). — На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. Пшкн. 2. перен., чего. Неизмеримая масса чего-н. (ритор., поэт.). — В целом сельское хозяйство напоминало тогда необъятный океан мелких единоличных крестьянских хозяйств с их отсталой средневековой техникой. В этом океане в виде отдельных точек и островков существовали колхозы и совхозы, которые не имели еще, собственно говоря, сколько-нибудь серьезного значения в нашем народном хозяйстве. Стлн (о 1924 годе). О. страстей.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Океа́н

1. в древнегреческой мифологии божество величайшей мировой реки, омывающей землю и море, дающей начало рекам, источникам, морским течениям, приюта солнца, луны и звёзд ◆ Тефида — супруга своего брата Океана, божество внешнего океана, обитает на краю света. Григорий Бондаренко, «Мифы и общество Древней Ирландии», 2016 г. ◆ Водные божества Океан и Тефида были титанами, которые правили водой. Когда Зевс и его братья победили титанов и приняли их власть, Нептун и Амфитрита унаследовали управление водами вместо Океана и Тефиды. Томас Балфинч, «Всеобщая мифология», 2015 г.

океа́н

1. геогр. совокупная водная оболочка Земли, глобальное связанное тело морской воды, окружающее континенты и острова ◆ Мировой океан.

2. участок глобального водного пространства, омывающий конкретные материки ◆ Северный Ледовитый океан. ◆ Атлантический океан. ◆ Перелёт через океан.

3. поэт. море ◆ — На море синее вечерний пал туман. // Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Пушкин, «Погасло дневное светило…»

4. перен. + род. п. огромное количество, неизмеримое множество чего-либо ◆ Он увидел океан цветов. ◆ Мы тонем в океане информации. ◆ Океан страстей.

Источник

Урок географии «Мировой океан и его части». 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6

Этап подготовки к уроку

Для проведения урока должна быть оформлена доска: начерчена схема “Части гидросферы” и приготовлен плакат “Мировой круговорот воды” (задания к комбинированному опросу) (см. приложение). Создана презентация Power Point “Мировой океан и его части”, напечатан на плакате формата А3 список новых понятий к уроку, с эстетической целью был оформлен кабинет изображениями частей Мирового океана, отобран материл для работы с электронным приложением к учебнику.

Физическая карта мира, изображения океанов, плакат с новыми понятиями, учебники, атласы, контурные карты, тетради-тренажеры, электронное приложение к учебнику, презентация ppt “Мировой океан и его части”, проектор, экран, компьютеры.

Цель урока: формирование представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве

Образовательные

Сформировать понятия “океан”, “море”, “залив”, “пролив”, “канал”. Начать формирование знаний об особенностях Мирового океана и его частей; Сформировать представление о типах морей

Развивающие

Продолжить развитие умений работать с картой Продолжить развитие умения работать с контурной картой Способствовать развитию интереса к географическим исследованиям

Воспитательные

Продолжить воспитание любви к Родине Воспитание эстетического вкуса

I. Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте, ребята. Проверьте своё рабочее место. Садитесь.

II. Целеполагание (2 мин.)

Учитель: (Слайд №1)

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение гидросферы и рассмотрим Мировой океан и его части. А для начала проверим ваши знания.

III. Актуализация знаний учащихся. (6 мин.)

2 учащихся заполняют на доске заранее приготовленные схемы: схему круговорота воды и части гидросферы.

С остальными учащимися класса проводится фронтальный опрос:

    Приведите примеры каждого состояния.

    Что нагревается быстрее: вода или суша? Быстро ли вода отдает тепло, остывает? Почему? Что такое гидросфера? Какова роль воды в жизни человека? Почему морскую воду называют “железной рудой”?

    IV. Изучение нового материала (20 мин)

    Назовите самую большую часть гидросферы? (Мировой океан)

    Около 71% поверхности Земли занято океанской водой. Что же называется Мировым океаном?

    Мировой океан – всё непрерывное водное пространство Земли.

    Площадь его около 361 млн. км 2 . В Мировом океане выделяются части – океаны.

    Какие океаны Вы знаете?

    (Слайд №2)Прослушивание шума прибоя.

    Дадим определение, что называется океаном.

    Океан – обширный участок единого Мирового океана, отличающийся рельефом дна, особенностями движения вод, свойствами воды, растительным и животным миром.

    Рассмотрим площади океанов (учебник с. 72)

    Назовите самый большой и самый маленький по площади океаны?

    Учитель: А теперь немного об истории названий океанов.

    Тихий океан был назван португальским мореплавателем Ф. Магелланом

    Из-за спокойной погоды, господствовавшей в течение 3х месяцев и 20 дней во время его плавания от Огненной Земли до Филиппинских островов.

    Атлантический океан в 2 раза меньше Тихого.

    Посмотрите на карту и скажите, отличаются ли Тихий и Атлантический океаны протяженностью с севера на юг? (протяженность примерно одинаковая).

    Назван океан по имени Атланта – титана, державшего на своих плечах небесный свод.

    А как вы думаете, почему Индийский океан имеет такое название?

    Действительно, он называется так по своему географическому положению – омывает полуостров Индостан. На площади Индийского океана могли бы уместиться обе Америки и Африка.

    А сейчас рассмотрим географическое положение Северного Ледовитого океана. Где он расположен?

    Северный Ледовитый океан расположен на самом севере планеты. Впервые появился на картах в середине XVII века и назывался Гиперборейским (от. Борей – мифический Бог северного ветра, в переносном смысле Север и приставка “гипер” – сверх, крайний север).

    И только в начале XIX века назвали этот океан Северным Ледовитым.

    Подписать на контурной карте названия всех океанов и выделить их границы. (Слайд №3)

    Учитель: Я Вам предлагаю отгадать загадку:

    Пляшут волны на просторе,

    Берегов не видно в …

    Что же такое море? Море – часть океана, прилегающая к материку вдающаяся в него.

    Учитель: Найдем на карте Черное и Баренцево моря. В чем различие их географического положения по отношению к суше?

    ( учащиеся дают разные ответы, но, как правило, отвечают, что Черное море полностью окружено сушей, а Баренцево – частично).

    Баренцево море – море Северного Ледовитого океана, омывающее нашу страну Россию. Каждое море принадлежит к бассейну одного из океанов, например, Охотское море принадлежит бассейну Тихого океана, Аравийское море – бассейну Индийского океана.

    Задание: подпишите на контурной карте названия морей.

    Проверим правильность выполнения задания.

    Рассмотрим, что называется заливом.

    Залив – часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу.

    Задание: подписать названия заливов.

    Проверим правильность выполнения задания.

    Пролив – узкое водное пространство, разделенное сушей и соединяющее соседние моря и океаны.

    Самый широкий пролив – пролив Дрейка.

    Задание: Подписать на контурной карте названия проливов

    Проверим правильность выполнения задания.

    И последнее понятие, которое мы сегодня рассмотрим на уроке — это канал.

    Канал — искусственный пролив, созданный людьми.

    Наиболее известные каналы — Панамский и Суэцкий.

    А теперь рассмотрим свойства вод Мирового океана. Учащиеся читают пункт “Свойства вод Мирового океана” с. 73 учебника.

    После прочтения текста параграфа учитель задает вопросы:

    1. Итак, о каких свойствах вод Мирового океана Вы узнали, прочитав текст параграфа?
    2. Что такое солёность и в чем она измеряется?
    3. Как изменяется температура вод с географической широтой? С глубиной?
    4. Какая вода содержит меньше кислорода – теплая или холодная?
    5. Почему в теплых тропических морях меньше морских живых организмов, чем в холодных умеренных?

    V. Закрепление знаний (7 мин.)

    Давайте проверим Ваши знания – ответим на вопросы (Слайд №18)

    Выполнение заданий в тетради-тренажере с. 46 №3, с. 48 (№3).

    VI. Проверка усвоения материала (5 мин.)

    Итак, а теперь проверим, насколько вы усвоили сегодняшний урок. (каждый учащийся выполняет компьютерный тест из электронного приложения к учебнику).

    VII. Итоги урока (2 мин.)

    Сегодня на уроке мы с Вами рассмотрели Мировой океан как единое водное пространство, познакомились с новыми понятиями и отметили новые географические объекты на контурной карте.

    VIII. Домашнее задание (2 мин.) (Слайд №19)

    Учебник §23 — пересказ, работа с атласом с. 12-15, 26-28

    Задание в тетради-тренажере с. 51 № 3-5, с. 52 №6, с. 57 №2, с. 58 №3

    Спасибо за работу

    1. Учебник “География. Планета Земля. 6 класс”. Лобжанидзе А.А. / Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. Москва, Просвещение, 2006 год.
    2. Тетрадь-тренажёр “География. Планета Земля. 6 класс”. А.А. Лобжанидзе. Москва, Просвещение, 2010 год.
    3. Иллюстрированный атлас “География. Планета Земля. 6 класс”. Л.Е. Савельева О.Г. Котляр, М.А. Григорьева. Москва, Просвещение, 2010 год.
    4. Контурные карты “География. Планета Земля. 6 класс”. О.Г. Котляр. Москва, Просвещение, 2010 год.
    5. Методические рекомендации. “География. Планета Земля. 6 класс”. О.А. Бахчиева, Л.С. Богомаз, Е.В. Николаенко. Москва, Просвещение, 2008 год.
    6. Электронное приложение к учебнику “География. Планета Земля. 6 класс”. Под редакцией В.П. Дронова, Москва, Просвещение, 2006 год.

    Уроки географии с использованием информационных технологий 6-9 классы/ Методическое пособие с электронным приложением. Серия “Современная школа”. Издательство “Глобус”, 2010 год.

    Источник

    Части Мирового океана

    image

    Основные части Мирового океана

    Вся поверхность Мирового океана разделена континентами и архипелагами на 4 основные части:

    • Тихий океан – самый крупный и глубоководный на планете, занимающий почти половину площади всего Мирового океана.
    • Атлантический океан – является вторым по величине и занимает 91,6 млн. кв. км.
    • Индийский океан – уступает в размерах и занимает 76 млн. кв. км.
    • Северный Ледовитый – исходя из названия, становится понятно, что это не только самый маленький, но и самый холодный из всех четырех океанов. Его площадь составляет 15 млн. кв. км.

    image

    Рис. 1. Северный ледовитый океан.

    Несмотря на характерные особенности, все океаны имеют много общего, поскольку соединяются между собой и перемешиваются благодаря непрерывной циркуляции водных потоков.

    Моря, проливы и заливы

    В свою очередь, океаны включают в себя менее масштабные акватории: моря, проливы и заливы. По сути, море – это часть океана, отделенная от него участками суши. Отличие морей от океанов не только в более скромных размерах, но также в составе и температуре воды, флоре и фауне, течениях.

    В зависимости от расположения, моря делят на три вида:

    • Окраинные – располагаются на самых окраинах континента, не проникая глубоко в сушу. К таким морям относят Баренцево, Аравийское и Берингово.
    • Средиземные – расположены между материками или внутри одного материка, и соединяются с океаном посредством одного или нескольких проливов. Это Черное, Красное, Белое моря.
    • Межостровные – лежат между островами. Типичный пример – Яванское море.

    Важными составными частями Мирового океана являются и заливы. Они представляют собой часть океана, которая достаточно далеко уходит вглубь суши, но при этом не теряет связи с океаном.

    Далеко не всегда название «залив» соответствует действительности. К примеру, Гудзонов, Персидский, Мексиканский и некоторые другие заливы являются самыми настоящими морями. Течения, состав флоры и фауны, особенности состава воды ничем не отличаются от таких же показателей океанов и морей.

    image

    Рис.2. Персидский залив, на самом деле, является морем.

    В свою очередь, заливы бывают нескольких типов:

    Лиманы образуются вследствие опущения береговой полосы и дальнейшего затопления ее морской водой. Вода в лиманах отличается более высокой концентрацией солей и наличием ценных лечебных грязей. На протяжении многих лет люди успешно лечат ими многие заболевания. Наиболее ярко выражены лиманы на побережье Азовского и Черного морей.

    image

    Рис. 3. Лиман Азовского моря.

    Все моря, океаны и заливы объединены между собой при помощи проливов – узкого водного пространства, окруженного сушей с обеих сторон. Самыми крупными проливами на планете являются Керченский, Магелланов, Босфор, Гибралтарский, пролив Дрейка.

    Что мы узнали?

    Из курса географии 6 класса мы узнали, что Мировой океан состоит из частей: океанов, морей, заливов и проливов. Каждая из них обладает своими особенностями и свойствами. Однако все они неразрывно связаны между собой, и образуют единое водное пространство земного шара.

    Источник

    Ссылка на основную публикацию
    Похожее
    Остались вопросы?

    Напишите нам свои вопросы и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время

    © ЛАЗЕРТАГ 2019

    Все права защищены правообладателями.

    Политика конфиденциальности